Достижение целей. Пошаговая система. - Мерилин Аткинсон


Достижение целей. Пошаговая система.

Эта книга попала мне в руки одновременно с другой книгой издательства Альпина, того же автора. Начал я не с нее, а зря.

Интерес к этим книгам был обусловлен моим интересом к явлению коучинга как такового. Я - психолог, гештальт-терапевт. Но я вижу как все говорят о каком-то коучинге. Что это и в чем прикол? Если я задался целью понять что-то, то я подхожу обстоятельно. Поэтому я сел за книги, обшарил интернет в поисках статей, методичек и видео, которые были призваны объяснить что такое коучинг, кому и зачем он нужен. Я даже походил, в целях эксперимента, на коуч-сессии и побеседовал с некоторыми коучами чтобы узнать об их работе побольше.

В итоге, наиболее полное представление дала эта книга.

Спойлер. Коучинг - это набор взглядов и техник ведения беседы, которые направлены на поиск решения какой-то трудности, стоящей перед клиентом. Применяются довольно простые методики вроде шкалирования, обратного планирования и визуализации. Один из основных принципов коучинга (этой школы, а их несколько, как я понял) - это недирективность. То есть, коуч никогда не говорит что делать, не дает советов и не пытается склонить клиента в пользу какого-то варианта. А также уверен в том, что клиент сам способен решить свою проблему, опираясь только на собственные внутренние ресурсы.

Если вы знакомы с современной психотерапией, то могли недоуменно пожать плечами: "Ну и что тут такого? Недирективные мотивационные техники. Ок. В чем прикол?"

Ни в чем:) Ничего особенно другого в этом нет. Мерилин через слово повторяет, что коуч не советует и опирается на клиента. И размахивает этим как отличительной чертой от психотерапии. Я ничего не понимаю наверное, но вроде как в любой гуманистической школе ровно те же принципы, которые уже несколько десятков лет успешно реализуются тысячами терапевтов по всему миру:)

Возможно, Мерилин так рьяно бунтует против когнитивно-бихевиоральной школы, где терапевты действительно учат своих клиентов. Но тактично умалчивает (не верю, что она не знает) о других школах терапии.

Еще один выпад в сторону классической психотерапии направлен на психоанализ. Мерилин обобщает и говорит что психотерапевты копаются в прошлом, в то время, как коучинг занимается будущим и настоящим.

Звучит круто конечно, да вот только нишу работы с настоящим давно и прочно занимает гештальт-терапия, принципы и методы которой гораздо более обширны и универсальны:)

Ну да хватит аргументов!

Самое главное - книга реально дает представление о том, что такое коучинг и с чем его едят. Становится понятно чего от него ожидать. Ясно для каких задач он подходит, как проходит сессия, какие инструменты будет применять коуч, зачем они нужны и почему именно так выглядят?

Книга будет полезна не только любопытствующим. Во-первых, ничто не мешает человеку применять эти техники самостоятельно. Мешает, конечно, но оно в голове, как и в случае с терапией. Но да, любой человек может взять эти упражнения и применять самостоятельно. И даже может получить ощутимый эффект. То есть, по этой книжке можно, в теории, освоить элементы самокоучинга.

Во-вторых, книга будет полезна практикующим психологам, которые хотят узнать побольше о коучинге и взять на вооружение пару методик, которые можно применять в реальной работе. Техники вполне рабочие, хоть я и подозреваю что не коучи их изобрели;) Но они действительно вписываются во всю концепцию и вполне работают.

Моя оценка книги: 6 из 10.

Книжный раздел

Мои рецензии на некоторые из прочитанных книг.

Читать